Уставной капитал организации рассчитывается как сумма первоначальных вкладов всех учредителей на день регистрации. Размер взносов определяет объем прав каждого участника в части принятия решений, а также имеет значение при распределении долей в прибыли компании, при разделе имущества в случае ликвидации. В уставный капитал можно вкладывать не только деньги, но и не денежные активы. В связи с этим у организаций часто возникает необходимость точной оценки взноса участника с учетом текущего состояния рынка. Для этого проводят оценку имущества уставного капитала.
Важная информация. С 1 сентября 2014 года проводить денежную оценку не денежного вклада может только независимый оценщик. Учредители организации не вправе устанавливать для объекта стоимость, превышающую экспертную оценку. В случае недостаточности имущества компании при оплате долей в уставном капитале все участники, оплатившие взносы не денежными активами, а также независимый оценщик несут субсидиарную ответственность по обязательствам в рамках суммы, на которую была завышена оценка, в течение 5 лет с момента государственной регистрации ООО или внесения соответствующих изменений в его устав. (ст. 66.2. ГК РФ).
Сроки и стоимость оценки
Работа оценщика занимает несколько рабочих дней. Сроки зависят от количества, номенклатуры и однородности не денежных объектов. В среднем оценка выполняется за 3-5 дней. Стоимость услуги будет рассчитана после консультации.
Объекты оценки
- Имущество, используемое в хозяйственной деятельности организации. В уставной капитал передают земельные участки, здания и помещения, автомобили, оборудование, оргтехнику, ценные бумаги, материалы и т. д. Допускается взнос в виде исключительных прав на интеллектуальную собственность: полезные модели, изобретения, промышленные образцы.
- Неликвидное имущество. Уставный капитал часто оплачиваю залежавшимся товаром. Эксперт-оценщик должен точно определять остаточную стоимость таких активов без завышения.
- Имущество, необходимое для упрощения сделок. Например, неденежный взнос в уставный капитал впоследствии может использоваться для продажи. Такие схемы обычно используют в отношении недвижимости. Взнос в виде квартиры или здания снижает налоговую нагрузку, ускоряет и упрощает процедуры продажи.
Когда необходима оценка имущества уставного капитала
Оценочные действия проводят в следующих случаях:
- при формировании уставного капитала компании во время ее создания;
- при увеличении фонда за счет дополнительных взносов новых участников;
- по требованию лицензирующих органов;
- при вводе нового участника в состав учредителей организации;
- при регистрации компании в налоговой инспекции РФ;
- для урегулирования финансовых и имущественных споров между учредителями, в том числе в судебном порядке;
- при реорганизации структуры компании, например, при разделе или присоединении другой организации;
- для привлечения инвестиций, в том числе кредитных средств;
- при продаже долей одного или нескольких учредителей и т. д.
Порядок работы
Оценка стоимости имущества в уставном капитале включает следующие этапы:
- анализ предоставленных документов. Состав неимущественных взносов бывает разным, поэтому перечень необходимых бумаг определяется после беседы с независимым оценщиком;
- оценка экономических факторов региона;
- учет текущего состояния, технических особенностей объекта и других аспектов;
- определение фактической ликвидности взноса;
- выполнение математических расчетов.
Что получает заказчик
Результат оценочной деятельности – письменный отчет, составленный экспертом на бумажном носителе и/или в электронном виде. Форма документа установлена Федеральным стандартом оценки ФСО № 1. Отчет эксперта считается действительным в течение 6 месяцев с даты подписания. С учетом быстро меняющегося рынка оценивать активы приходится регулярно, чтобы иметь точные данные о размере уставного капитала и делать выводы об эффективности хозяйственной деятельности организации.
Документы для оценки взносов в уставной капитал
Оценочная экспертиза проводится на основании официальных документов. Специалисту потребуются данные заказчика: паспорт физического лица, свидетельство о регистрации юридического лица со всеми реквизитами. Необходим полный перечень не денежных вкладов с указанием цены и даты приобретения.
Для недвижимости:
- документы, подтверждающие право собственности (свидетельство о регистрации, выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т. д.);
- технический паспорт с актуальной информацией о техническом состоянии объекта (для зданий, помещений и сооружений);
- кадастровый паспорт (для земельных участков).
Для движимого имущества:
- паспорт, свидетельство или другой документ с указанием марки, модели, технических характеристик объекта;
- документы, подтверждающие право владения имуществом (платежные ведомости, договоры, акты приемки-передачи и т. д.).
Для объекта интеллектуальной собственности:
- патент или свидетельство о регистрации;
- официальное описание объекта;
- документ о балансовой стоимости;
- данные о себестоимости производства;
- характеристики товаров, полученных с использованием ОИС;
- предполагаемые способы получения доходов и т. д.
Список документов зависит от типа объекта. Точный перечень составит независимый эксперт после консультации. Отсутствие чеков и других документов подтверждения покупной стоимости объекта не является препятствием для оценки. Задача специалиста – установить цену имущества на основании имеющихся сведений.
Компания AMC Group оказывает услуги экспертной оценки не денежных взносов в уставный капитал. Наша деятельность лицензирована. Работы проводятся в соответствии с действующим законодательством и Федеральными стандартами. Чтобы записаться на консультацию или заказать оценку уставного капитала, позвоните нам по телефону, указанному на сайте.